Владимир Кононов поделился воспоминаниями о погибшем участнике СВО

Дорогой читатель, история, которую я вам расскажу, основана на личных воспоминаниях, преподавательском опыте и эмоциональных переживаниях.

Причем последнее немного преобладает над всем остальным. Конечно, прошу меня за это не судить строго, просто речь пойдет о человеке, который оставил неизгладимый след в моей душе и в душах тех, кому он был особенно дорог. Это простой, скромный, талантливый и очень смелый парень, выпускник изобразительного отделения Кромской детской школы искусств 2016 года Артем Олегович Кокшаров.
Судьба нас свела с Артемом в далеком 2011 году. Зима в тот год пришла рановато, поэтому первый снег выпал в середине октября. У нас начали топить к этому времени и к полудню в классе было даже душновато. Поэтому я слегка приоткрыл окно, чтобы хоть немножко проветрить класс, пока нет детей.
Было тихо. Вдруг на улице послышались быстрые шаги. Это мимо приоткрытого окна быстро прошла наш методист, как я понял, и родитель. Зашли в школу. Из услышанного в коридоре разговора я понял, что идут ко мне. Я уже настроился на то, что ко мне ведут маленького ребенка, тогда мы еще брали совсем маленьких детей, но удивился, когда передо мной оказался достаточно взрослый светло-русый парень.
И с этих самых мгновений начался наш маленький путь к творчеству.
- Я бы хотел кое-чему поучиться, тому, что мне нравится, - говорил он мне и тут же без всяких проволочек брался за поставленное задание.
Но когда я начинал как-то его подхваливать, то получал вопрос с легкими оттенками строгости во взгляде: а как сделать еще лучше…?. И я понял, что передо мной, когда необходимо, целеустремленный, строгий и внимательный, а когда нужно разрядить трудовую атмосферу, веселый и остроумный мальчик. Он так здорово влился в коллектив, что порой создавалось ощущение, что всегда был со всеми знаком.
Конечно, были у нас с ним и трудные моменты в творчестве. Например, когда мы говорили о линии, что она бывает разной толщины, пластики, то нам с ним приходилось очень сильно попотеть, чтобы его линия в рисунке не походила на проведенную под линейку. Но мы все-таки преодолели и это нелегкое испытание. Творческая композиция, где нужно что-то придумывать, тоже давалось нелегко, но он с лихвой перекрывал это академической работой по рисунку и живописи, его композиционное чутье, пропорциональность, по-юношески вдумчивый и кропотливый рисунок.
Спустя 3 года, наши труды и старания дали свои плоды. В 2014 году мы поехали на областную олимпиаду по рисунку и, честно говоря, я особо не рассчитывал на какой-то высокий результат. Не от того, что в ребят не верил, а потому, что была слишком большая конкуренция среди учреждений области.
И в этой истории есть один момент, который врезался в память лучше всего. Я когда давал, как бы, последние наставления, рекомендовал Артему подглядывать у кого-нибудь, если кто-то сядет рядом из художественного училища или лицея. Дело в том, что я, на тот момент, считал себя, как педагога, недостаточно квалифицированным, а в художественных училищах - профессионалы и элита.
И время пошло, начались 4 самых напряженных часа, когда твой воспитанник остается наедине со своей задачей. Меня колотило, как осиновый лист на ветру, от напряжения. Оставалось минут 15 до конца, все доделывали последние моменты задания. Я смотрю, а наш Артем совсем развернул мольберт-хлопушку и отгородился ото всех, как забором. Тут я очень заволновался, но когда увидел, что он выполнил задание, как говорят, "от и до", не скрою, был приятно удивлен. Только спустя некоторое время я вспомнил и спросил: "Артем, ты хоть по сторонам глянул…!?", а он мне: "…Да глянул, со мной девочка рядом сидела, а я крайний самый, смотрю, она трет лист свой постоянно, ну, я не стал время терять да сам все начал делать…". Вот такой он: чуть что, так сразу собрался с мыслями, самостоятельно - и вперед.
Много чего еще происходило в период обучения, были участия и победы в различных конкурсах разного статуса - всего сейчас и не упомню. Но самое главное, вот такая его уверенность в себе от него передалась и мне, этот отрезок в моей педагогической деятельности стал переломным. Это, наверно, прозвучит нескромно и одновременно странно, но я сделал громадный для себя шаг навстречу любви к моим воспитанникам. Именно они дали мне возможность немного умерить свой юношеский гонор, гордыню и любить их такими, какие они есть. А наш Артем в этом процессе был одним из главных связующих звеньев.
Время шло неумолимо, и вот прошли эти чудесные 5 лет. Ни для кого не секрет, что мы, педагоги, по-хорошему влюбляемся в своих учеников, которые по-особенному, положительно откликаются на наши старания и терпение. Делимся с ними частичкой своей души, которую рано или поздно они уносят с собой дальше. Так было с выпуском 2016 года, где был и Артем.
Еще много раз я встречался с Артемом, общались о разном. Он меня всегда радовал своим интересом ко всему вокруг, неугасающим оптимизмом, работоспособностью, а после армии еще более острым чувством юмора. Вместе с тем, прибавилось рассудительности и мужественности.
Последний раз мы с ним общались в 2022 году, весной, когда он мне поведал о решении отправиться на СВО и самому обратиться в Кромской военкомат, не дожидаясь повестки о мобилизации. Я помню, как-то пытался его отговорить, чтоб не спешил с таким решением, там все-таки война и гибнут люди. И он опять на меня посмотрел таким же взглядом, как и тогда, в первый раз, такой же полный строгости и ответил: "…Пусть буду лучше я…!". Как всегда решительно и уверенно все взял в свои руки. Также решительно и уверенно воевал, все брал в свои руки и на передовой, от чего заслужил уважение своих однополчан - он просто по-другому и не умел. Не смог остаться равнодушным к данным событиям, к простым людям, попавшим в такую беду, к своим боевым товарищам, как говорят бойцы, "не давал заднюю". Отцу говорил, что будет там до победы…
11 августа Артем Кокшаров погиб в ходе проводимой специальной военной операции на Украине.
Дорогой мой читатель, ты закономерно задашься вопросом: а в чем же смысл данной истории? А смысл здесь очень простой. Какие бы ни были у нас убеждения, во что бы мы ни верили, но когда стоит вопрос о нашем физическом существовании, не нужно отворачиваться от тех, кто становится на нашу защиту, не делать вид, что это не со мной. А с уважением и трепетом относиться к тем, кто без лишних вопросов жертвуют самым дорогим - жизнью!
Нашему Артему - вечная слава, вечная память и вечная благодарность, а родным и близким - искренние соболезнования и сил пережить боль утраты.
С глубочайшей скорбью, любовью и уважением, Владимир Кононов, преподаватель Кромской детской школы искусств

Источник: Газета "Заря" № 38 от 23.09.2023 г.
26 Сентября 2023 10:00
loading...
Национальный центр Россия
Подать объявление

См. также