Как доукомплектовать автомобиль кнопкой SOS

Ускорить прибытие полицейских или спасателей на место дорожной аварии помогает устройство вызова экстренных служб (УВЭОС), подключенное к системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Производители и импортеры автомобилей, на которых оно отсутствует, уже приступили к дооснащению. В первую очередь речь о новых иномарках, ввезенных на территорию России с середины 2022 года, когда микроэлектроника оказалась в дефиците во всем мире и такие кнопки разрешили временно не устанавливать. Устройство установят бесплатно, за счет производителя, а владельцу машины надо будет просто заглянуть в дилерский центр. Объясняем, как узнать, подпадает ли ваш транспорт под дооснащение и какой от этого прок.

 

Счет на секунды


Отечественная система «ЭРА-ГЛОНАСС» ежегодно спасает тысячи водителей и пассажиров. Она интегрирована со всеми действующими в стране службами спасения 112. Автоматически при тяжелой аварии или при нажатии рукой на кнопку SOS экстренные службы в среднем за 19 секунд получают координаты автомобиля и оперативно приходят на помощь. Это позволяет соблюдать правило «золотого часа» в медицине катастроф: помощь, оказанная в течение часа после аварии, в пять раз повышает шансы на спасение жизней и снижает вероятность развития осложнений при травмах.

Сегодня «тревожными кнопками» оснащено более 10 млн автомобилей, экстренным службам передано почти 350 тыс. аварийных вызовов. «В экстренных ситуациях счет идет на секунды, — подчеркивает генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников. — Помощь, оказанная в течение часа после аварии, кратно повышает шансы на спасение жизни и снижает вероятность развития осложнений при травмах. Пять-десять минут ожидания врачей могут быть критическими, поэтому кнопка SOS является важным инструментом повышения безопасности на дорогах».

 

Отложенное удовольствие


С 2017 года кнопка SOS в обязательном порядке ставится на автомобили, произведенные в России и других странах ЕАЭС, а также на иномарки, ввозимые из-за рубежа. Без нее не получится растаможить автомобиль и зарегистрировать его в ГИБДД.

В период пандемии коронавируса требование устанавливать кнопку SOS временно отменили, чтобы поддержать отечественный автопром на фоне сложностей с доставкой микроэлектроники для производства УВЭОС. Для юрлиц и индивидуальных предпринимателей мораторий истек в октябре 2022 года, а вот на автомобили, которые изготовлены на таможенной территории ЕАЭС, он был продлен до 31 января 2024-го. Физические лица сохраняют возможность ввозить автомобили без кнопки SOS до 1 февраля 2024 года. Благо, к настоящему моменту вопрос с комплектующими решен. Российские производители кнопок SOS, а их почти десять в стране, успешно импортозаместили компоненты и полностью обеспечивают спрос автопрома и «параллельного» импорта.

Теперь задача контролирующих органов — проследить, чтобы на автомобили, требующие доукомплектации, УВЭОС были поставлены постфактум.

 

Дилеры бывают разные


Контроль происходит в нескольких направлениях. Одно дело — транспортные средства, ввезенные в рамках параллельного импорта, на которые оформляется заключение об оценке единичного транспортного средства. Для растаможки и постановки на учет в ГИБДД таких автомобилей требуется СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) и ЭПТС (электронный паспорт транспортного средства), а их без наличия в салоне кнопки SOS не выдадут. Если растаможку владелец проходит как физлицо, кнопку он монтирует за свой счет.

Для исключения спекуляций на специальном сайте 855.aoglonass.ru АО «ГЛОНАСС» (оператора «ЭРА-ГЛОНАСС») опубликовало контакты официальных партнеров в регионах страны, которые не завышают цены на кнопки SOS и обеспечивают качественную установку.

«Установка модулей "ЭРА-ГЛОНАСС" стоит денег, и часто продавец просто предлагает клиенту: "Подпиши бумажки, что мы тебе выдали эту штуку и что ты поставил", — а человек ее даже из коробки не достает, — отмечает эксперт инфраструктурного центра «Автонет» Московского политеха Юрий Урюков. — Мне доводилось видеть такие автомобили, которые вроде легально, официально оформлены и у них вроде как есть "тревожная кнопка", но она просто не подключена. То есть клиенту ее выдали под честное слово, что он ее когда-нибудь и где-нибудь подключит сам. Никто этим, естественно, не занимается, потому что все документы на машину есть и на ней уже можно ездить. А о своей безопасности у нас как-то не очень принято заботиться».

Другое дело — транспортные средства, ввезенные в соответствии с одобрением типа транспортного средства (ОТТС), выданным в соответствии с техническим регламентом. Это документ, который удостоверяет соответствие колесной техники, импортируемой в страны Таможенного союза (в том числе в Россию), действующим в них требованиям по безопасности и экологическим стандартам. Ключевая разница между СБКТС и ОТТС в том, что первое оформляется для ввоза в страну или изменений в конструктив подержанных транспортных средств в единичном экземпляре, а второе — для целой партии новых моделей авто.

«Росстандартом выявлены случаи ввоза на территорию страны нескольких тысяч транспортных средств, обладающих действующими одобрениями типа транспортных средств (ОТТС), но с нарушениями в части оснащения УВЭОС — на этих автомобилях УВЭОС конструктивно заведомо не предусматривают автоматическое срабатывание при ДТП», — говорится в сообщении ведомства. Хотя весь новый легковой транспорт, прибывающий в Россию на продажу, должен быть оборудован именно «автоматикой», кнопка SOS в ручном режиме допустима только для авто с пробегом.

Впрочем, есть и другие причины проинспектировать российский автопарк.

 

Меньше знаешь — дальше едешь


Если автомобиль был приобретен у производителя или официального дилера, то обязанность установки УВЭОС лежит на них, а не на клиенте. Отсутствие УВЭОС при покупке машины и необходимость позднее посетить сервисный центр для дооснащения должны быть прописаны в дополнительном соглашении к договору купли-продажи. Однако в некоторых случаях продавец пишет это, что называется, мелким шрифтом.

«По закону следует предупреждать покупателей о необходимости дооснащения, но на вторичном рынке, когда машину завозят в Россию, это зависит от добросовестности продавца, — поясняет Юрий Урюков. — Крупные салоны, как правило, каким-то образом предупреждали покупателей, частные же продавцы просто говорили: ребята, берите, сэкономите, и потом уже там разберемся по факту. Официальные дилеры тоже, естественно, предупреждали, но зачастую завуалированно, вскользь».

По мнению эксперта, большое число автомобилистов, которые приобрели машину после весны 2022 года, могут даже не подозревать, что им нужно куда-то приехать и поставить «тревожную кнопку».

Именно поэтому процесс дооснащения машин контролирует государство. «Росстандарт в данной ситуации самостоятельно инициирует работу по отзывным кампаниям в соответствии с требованиями законодательства в области технического регулирования. Ответственность за организацию такой работы несет производитель или импортер», — поясняют в ведомстве.

За неисполнение согласованной отзывной кампании грозит административная ответственность согласно ст. 14.46.2 КоАП РФ «Непринятие изготовителем мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов».

 

Без срока давности


К слову, отечественный производитель тоже получил отсрочку на установку кнопок SOS, но дооснащение начал без сторонних напоминаний, чтобы сохранить доверие клиентов, заботясь об их безопасности, и не потерять в продажах. Например, АВТОВАЗ еще 20 июля объявил про дооснащение автомобилей семейств Granta, Niva Legend и Niva Travel. Блоки «ЭРА-ГЛОНАСС» планируется установить на 79,5 тыс. машин, выпущенных с октября 2022 года по февраль 2023 года.

При этом тольяттинский концерн раньше остальных вернул установку кнопок SOS на конвейер, и постепенно к нему присоединились все российские автопроизводители.

И первые ласточки-иномарки уже в пути: в начале ноября началась отзывная кампания, которая охватит 55 тыс. китайских автомобилей Haval F7, F7x, Jolion и Dargo, выпущенных в период с июля 2022 года по июнь 2023-го. Всех дооснастят кнопками SOS и подключат к «ЭРА-ГЛОНАСС».

Прочие производители и их официальные представители на территории России тоже составляют планы «отзывных». «В случае попадания VIN-номера транспортного средства под отзывную кампанию необходимость проведения такой кампании затрагивает все категории владельцев автомобилей, чей VIN-номер включен в программу», — поясняют в Росстандарте.

 

Поспешай медленно


По мере готовности информация будет опубликована на сайте Росстандарта в разделе «Отзывные программы». Кроме того, оповещение о дооснащении автоматически получают все пользователи портала «Госуслуги» с подтвержденным транспортным средством в личном кабинете. Узнать о наличии машины в отзывной программе можно и с помощью специального сервиса на сайте Auto.ru.

В свою очередь, уполномоченные представители производителей тоже информируют владельцев автомобилей, подпадающих под отзыв, путем рассылки писем и/или по телефону о необходимости предоставить транспортное средство в ближайший дилерский центр для проведения ремонтных работ. О цене установки тревожной кнопки автомобилистам можно не волноваться — в рамках отзывной кампании это бесплатно.

Процедура установки УВЭОС технически несложная и может уложиться в один час, надо лишь предварительно согласовать время визита. Время есть. «Объявленные и согласованные отзывные кампании не имеют срока давности и не могут быть завершены до момента устранения неисправностей на всех транспортных средствах, которые подлежат ремонтному воздействию в соответствии с разработанной программой мероприятий», — напоминает Росстандарт. Но и медлить не стоит: безопасность дороже.

Источник: Объясняем.рф

Фото из открытых источников 

01 Декабря 2023 15:26
loading...
Национальный центр Россия
Подать объявление

См. также