Хроника боевых действий

В архивах известного краеведа, писателя Агошкова В.И., много лет посвятившего исследованию истории родного края, удалось обнаружить любопытные материалы по освобождению кромской земли от немецко-фашистских захватчиков. Предлагаем их вашему вниманию.

Фото из открытых источников

Среди войск, освобождавших многострадальную орловскую землю от гитлеровцев, были 148-я и 74-я стрелковые дивизии 15-го стрелкового корпуса 13-й армии Центрального фронта, которые непосредственно освобождали и город Кромы.
Бои за Кромы начались на дальних подступах.
Согласно указаниям Ставки ВГК, Центральный фронт должен был "армиями правого крыла (48, 13-й и 70-й при поддержке 2-й танковой и 16-й воздушной армий) ликвидировать вклинение противника в полосе его обороны, затем, нанося удар в общем направлении на Кромы и далее на северо-запад, охватить орловскую группировку немцев с юга и юго-запада и содействовать войскам Брянского и Западного фронтов в ее уничтожении".
Однако надеждам на крупный успех не суждено было сбыться. В 14.00 28 июля 3-я гвардейская танковая армия перешла в наступление, но успеха не имела. Также достаточно скромными были результаты атак в два последующих дня. Поздним вечером 30 июля командующий Центральным фронтом отдал приказ "временно прекратить" наступление 48-й и 3-й гвардейской танковой армий, фактически признавая его неудачу.
Понесенные в боях на подступах к Орлу потери сказывались на боеспособности танковой армии Рыбалко. 1 августа Рокоссовский отдал штабу Рыбалко приказ, в соответствии с которым танковая армия должна была перегруппироваться в район к югу от города Кромы.
В начале августа Рокоссовский вновь попытался ввести в бой за Кромы 2-ю танковую армию. К утру 1 августа 1943 г. 2-я танковая армия насчитывала 222 танка (166 Т-34, 50 Т-70 и 6 Т-60). Дополнительно армии был подчинен 9-й танковый корпус (еще около 100 танков). Это создавало серьезную угрозу целостности немецкого фронта.
В составе обороняющихся войск противника на тот момент было: в 4-й танковой дивизии - 35 боеготовых танков, в составе 909-го батальона "Штурмгешюцев" - 19 САУ, в составе 505-го батальона тяжелых танков - только 4 "Тигра". Возможности немецкой пехоты также были уже сильно снижены.
В 11.00 1 августа на подступах к Кромам в очередной раз загремела артиллерийская подготовка. Новый удар Центрального фронта привел к вклинению в боевые порядки противника и создал кризис в системе обороны Орловской дуги.
Поскольку возможности обороны войск 9-й армии были почти исчерпаны, на отражение советского наступления бросили авиацию. Район Кром стал точкой приложения основных усилий люфтваффе. Под огнем противотанковой артиллерии и градом бомб ударные возможности советских танковых войск постепенно снижались. В первый день 2-я танковая армия потеряла 48 танков, к 4 августа из 222 боевых машин в строю осталось 87, в 9-м танковом корпусе - 60 танков. Тем не менее, к 4 августа 2-я танковая армия перерезала шоссе Кромы - Дмитровск-Орловский, а силами 9-го танкового корпуса вышла на рубеж реки Крома с захватом небольшого плацдарма.
Пока германское командование с трудом сдерживало натиск на Кромы, в тылу Центрального фронта готовился к бою еще один танковый кулак. Потрепанная и временно выведенная из боя 3-я гвардейская танковая армия получила в качестве пополнения 100 новых Т-34 с завода. Всего к 4 августа армия насчитывала 205 Т-34, 73 Т-70, 12 СУ-152 и 3 CУ-122.
Рокоссовский направил армию Рыбалко в тот же район, где уже пыталась пробиться к Кромам 2-я танковая армия. Задачей армии Рыбалко был прорыв через реку Крома с целью отрезать пути отхода противника на запад и юго-запад из района Кромы. По новому плану 2-я танковая армия разворачивалась фронтом на запад, прикрывая фланг вводимой в бой 3-й гв. танковой армии.
Река Крома стала важным оборонительным рубежом для 9-й армии противника. Она была неширокой и неглубокой, но с широкой поймой. После прошедших дождей пойма реки превратилась в сплошной заболоченный луг, непроходимый для танков. Форсировать Крому танками можно было только на нескольких участках, что само по себе облегчало задачу обороны.
Части 3-й гвардейской танковой армии вступили в бой 4 августа и вечером этого дня вышли на рубеж реки Крома. Вечер и ночь прошли в разминировании бродов и попытках переправиться через реку. Наибольшего результата в форсировании реки удалось достичь у селения Глинки, где еще утром 4 августа захватил небольшой плацдарм 9-й танковый корпус 2-й танковой армии. Здесь переправился 6-й гвардейский танковый корпус 3-й гвардейской танковой армии. 7-й гвардейский мехкорпус и 7-й танковый корпус успеха в форсировании реки Крома не имели и переправлялись вслед за своим удачливым соседом у селения Глинки.
Для немцев этот плацдарм представлял серьезную опасность, и уже 5 августа он был атакован 4 "Тиграми" 505-го батальона. "Тигры" поддерживали контратаку полка 383-й пехотной дивизии. Вскоре сюда же, под Кромы, была переброшена 6-я пехотная дивизия (2008 человек "боевой численности" на 1 августа). Также на порядки 3-й танковой армии обрушились самолеты 6-го воздушного флота. За день ими было выполнено 1266 вылетов, в том числе 807 вылетов - бомбардировщиками.
Однако сбить советские танковые части с плацдарма и отбросить их за реку немцам не удалось, и плацдарм неуклонно разрастался. Успех достался нелегко. Потери 3-й гвардейской танковой армии за три дня боев составили почти треть первоначального состава - 75 Т-34, 29 Т-70, 4 СУ-122.
Сам город Кромы в это время штурмовали стрелковые соединения 13-й армии, форсировавшие реку Крома вброд. Город полностью был освобожден 6 августа 1943 г.

Александр Агошков, директор Черкасской средней школы, атаман станичного казачьего общества городского поселения Кромы Орловского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества "Центральное казачье войско"

06 Августа 2024 11:36
loading...
Национальный центр Россия
Подать объявление

См. также